Максим Александров (ma79) wrote,
Максим Александров
ma79

моя печаль в лицо

Песня "Снова стою одна", конечно, достойна самого серьезного внимания и изучения. Не потому что это хорошая песня. А потому, что, как это иногда бывает с популярными хитами, она словно зеркало (хотя точнее было бы сравнение с поверхностью реки) отражает характерные для эпохи черты.
Не собираюсь обсуждать ни музыку (пара удачных мелодических ходов, повторяемых раз за разом - типичный шлягер), ни вокал (голос у Елены Ваенги сильный, но, по-моему, противный), ни моральные качества певицы (она настолько очевидно глупа, что говорить о морали не имеет смысла, ведь не говорим же мы о моральном облике голубей). А вот текст...

Сама Ваенга справедливо говорит: "Простите, но гениальная песня... Ведь в ней главная фраза: «Ведь не важно, что ты сказал! А как!»"
Эта фраза и впрямь ключевая для понимания нашего с вами нынешнего культурного пространства.

Женщинам свойственно обращать внимание не на содержание, а на оформление. В словах они видят в первую очередь не сами слова, а интонации, мимику, жестикуляцию; оценивают такие малейшие оттенки, которые мужчины как правило вообще не способны различить.
Это именно то что мужчины по грубости своей принимают за "женскую логику" или "иррациональность" - женщина способна по непрочувствованным даже самими собеседниками интонациям определить что фраза "я сегодня задержусь после работы с пацанами пива попить" на самом деле означает "вот ты достала, коза нудная; приду домой там ты сидишь" и тут же закатить истерику, хотя сам мужчина осознает, что она его достала, только значительно позже.
Точно так же женщинам свойственно реагировать восторженно и уважительно на слова, пусть очень глупые, но сказанные уверенным тоном, или же "красивенько" (с рифмами и архаизмами).

Ну а что же характеризует нашу эпоху лучше всего? Правильно, растущая (стремительно растущая) феминизация всех и вся. На примере популярности айфонов-айпадов это показал в своей классической статье Леха Андреев. Но для того чтобы в этом убедиться можно и просто почитать интернеты - поглядеть на бабские склоки между пацанами, на секту поклонников Навального (вот уж яркий пример "политика для женщин", куда как круче Путина), на массовое доверие к уткам от fognews и gazeta.ru... ну и тогда станет понятно почему фраза "Когда мы попадем в тюрьму за нелегальное скачивание музыки, то нас рассадят, надеюсь, по жанрам" собирает в 12 раз меньше лайков и перепостов, чем такая вот картинка


Ведь неважно что сказано, важно - как. Обабленное общество (то есть общество интернет-потребителей) не хочет ничего решать, оно хочет платье, а еще чтобы ему при помощи простой системы цветовых сигналов сразу объясняли, что круто, а что нет. Это даже не свойственная скорее мужчинам сигнальная система "свой-чужой", это система "возбуждает/невозбуждает" - повсеместная сексуальная озабоченность, кстати, тоже является явным признаком обабливания человечества (женщинам свойственно придавать неадекватно высокую значимость сексу и секс-поведению). Елена Ваенга совершенно точно заметила - современному русскому человеку как правило важно не то ЧТО ему сказали, а то, испытал ли он при этом возбуждение, "намокли ли у него трусики".


Ну или вот фраза "вокруг тишина, взятая за основу". Кризис религии, наблюдаемый нами сейчас, является неизбежным следствием событий второй половины 80-х/начала 90х годов, когда разочарованная в атеизме советская псевдоинтеллигенция массово начала воцерковляться. За считанные годы Вера превратилась из достойного но слегка экзотического способа отношений с миром - в атрибут "культурного человека". Бывшие инженера и учителя географии, не услышав ничего хорошего ни от Горбачева, ни от Лигачева, ни от Ельцина, ни от Мавроди, ни от Янаева, ни от Ходорковского, приходили в храм и начинали слушать. И, разумеется, не слышали ничего, потому что ни Янаева, ни Мавроди в храмах нету (хотя конечно были те которые ходили на встречи с американскими проповедниками, но они тоже быстро разочаровались), а настоящий слух, способность слышать Бога у большинства людей не проявляется так вот сходу наскоком; не всем же Савлами быть.
И тогда бывшие сотрудницы КБ и бухгалтерши начинали думать что эта вот тишина и есть главное содержание религии. Характерными чертами типичного отношения к религии для нулевых годов стали фразы "ну я уверена что есть некий Высший Разум", "не так важно во что именно верить, важно просто иметь веру", "я не соблюдаю пост, но иногда езжу в монастырь - там тихо и спокойно" и всякий экуменизм.
Вот это обожествление тишины, возвеличивание "покоя и воли" и отразилось в словах известной песни Ваенги. Убедившись в суетности и несолидности всех мужичков, русская баба (вне зависимости от половой принадлежности) решила уверовать в тишину. Песня про "снова курю мама снова" - это песня о том что после того как вокруг не оcтается ни одного человека умеющего говорить ТАК, остается только опереться на Бога, который незримо присутствует в тишине разлитой вокруг. А все кто говорит НЕ ТАК - только нарушают тишину и раздражают тем что пытаются совершить богоубийство.

Песню можно разбирать и дальше. Это и впрямь энциклопедия русской жизни начала 21века (ну да, жизн довольно скучная, потому и энциклопедия такая маленькая). Тут и "спросить где стакан" (явная цитата из Пушкина), и "вроде нашли пятый элемент" (мифологизированное отношение к науке, предвосхитившее истерию вокруг бозона Хиггса), и "ты далеко не дурак" (стремление женщин к тому чтобы стать арбитрами, выставлять мужчинам оценки, определять их степень ума или глупости - тем самым самих себя выводя из числа участников соревнований, ставя себя в положение судей).
Великая песня. Хотя и очень плохая, конечно.
Tags: смысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments